elgreco239 (elgreco239) wrote,
elgreco239
elgreco239

Category:

Карлос Саура. "Кармен"

Вчера, несмотря на то, что расклеилась, хлюпала носом и так далее, все-таки посмотрела фильм Карлоса Сауры "Кармен" (1983). Для тех, кто этот фильм еще не видел,- смотреть точно стоит, по-моему. Фильм есть за что покритиковать, даже, пожалуй, серьезно, но уже одно то, как двигается и играет Антонио Гадес, искупит и не такие недостатки. Поразили меня две вещи: во-первых, не только когда видишь его в танце, хочется замереть, не двигаться и не дышать, но и играет он потрясающе сильно и выразительно. Пожалуй, по силе выражения с ним я могла бы сравнить только Высоцкого, хотя они совершенно разные. Во-вторых, возникает четкое впечатление, что Антонио совсем не играет, а просто живет, а оператор с камерой оказался там по какой-то случайности незаметно для всех участников. Это усугубляется тем, что он там под своим именем (как и Пако де Лусия, чья музыка звучит в фильме пополам с Бизе). Характерная атмосфера - гитара, танец - "не шаги, а то, что между шагами, особое состояние духа", как говорил Антонио Гадес (хочется сказать об этом больше, но не буду; подробности у Тимура Меллеха). Для тех, кто смотрел фильм, пишу остальное.
Мне кажется, у Карлоса Сауры была довольно хорошая идея - сделать "Кармен" на современный лад, попутно показывая зрителю магическую мастерскую (танец в фильме - магия, отказываюсь поверить, что в нашей реальности такое возможно). Однако он не хотел полностью повторять оригинал, и решил создать контраст. Кармен Сауры совершенно непохожа на Кармен Мериме, и непохожа на оперную Кармен. У Мериме Кармен была жестокой, расчетливой, она была негодяйкой, но она была страстной и свободной. Кармен Мериме - тигрица, но не крокодил. Кармен Сауры холодна, как лягушка или тот самый крокодил. Она безразлична ко всему, что делает. Даже когда она сама начинает отношения с Антонио, нет чувства, что она хоть сколько-нибудь влюблена в него, возникает ощущение, что она делает это по какому-то расчету. Она безразлична к другим и, пожалуй, к самой себе тоже. Не думаю, что это плохая игра актрисы: человек, который умеет так танцевать, не может быть таким безжизненным, лишенным эмоций вообще. К тому же страсть показывается на ее лице в тот момент, когда в сцене ссоры с работницей табачной фабрики она ранит ее ножом. Нарочитая ее бесстрастность - это задумка Карлоса Сауры, скорее всего. Наверное, идея была такая - Антонио выбирает Кармен, которая внешне на Кармен непохожа, но есть в ней что-то особенное, хотя вроде бы она и совсем другая, почти ее противоположность. И это особенное его цепляет и вовлекает в участие в спектакле уже в других декорациях. Мысль неплохая, но вот беда - этого "особенного" мне увидеть не удалось, несмотря на все старания, и поэтому фильм наполовину потерял для меня психологическую достоверность. Наполовину - потому что видя игру Антонио Гадеса, поверишь во что угодно. Но все же кажется надуманным то, что такого человека, как он, могла чем-то заинтересовать женщина с полным отсутствием жизни и страсти, средней красоты, не очень понятно, великого ли ума, скорее ущербная эмоционально, чем развитая. Да, в общем, ум и красота не главное, а вот то самое особенное - оно все-таки нужно. Наоборот, перед самим Антонио устоять очень трудно - обаяние, сила личности исключительная, завораживающая. Антонио (который не Гадес, а К.) согласился со мной. Возможно, мы оба неправы, но, в конце концов, это просто личное зрительское впечатление.  В фильме есть учительница фламенко - Кристина, уже немолодая женщина (в спектакле она играет работницу табачной фабрики, поссорившуюся с Кармен), вот из нее, несмотря на возраст, получилась бы настоящая Кармен (опять совпало наше мнение). И еще. Мне кажется, Антонио Гадес не годится на роль Хосе. Есть люди, которые любят, быть может, больше жизни, но не могут быть зависимыми, и это не скроешь. "Не та повадка, не та осанка". Это внутренне свободный человек. Еще и поэтому ситуация кажется невероятной. Если бы я была режиссером, я играла бы на каком-нибудь другом контрасте. Может быть, моя Кармен была бы в жизни неожиданно ласковой, доброй и хорошей, а потом - не совсем понятно, почему - изменила бы Антонио, но не "с первым попавшимся болваном", а с неординарным человеком, непохожим на него.  Или - моя Кармен была бы верной и любила бы без памяти Антонио, который увлекся бы в какой-то момент другой, в то время как в спектакле по Мериме они бы играли противоположное. Последний вариант, это уж точно, в жизни гораздо более вероятен. Но второго Антонио Гадеса нет и не будет, так что идею кому-то дарить, увы, бесполезно.
Tags: Антонио Гадес, Карлос Саура, кино, фламенко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments